Кулачные бои с кровопролитием, колядование и массовые гуляния: как отмечали Рождество в Царицыне
Видео в нашем телеграм канале: Высота 102 в телеграм

Царицын, именуемый не иначе, как «русский Чикаго», отмечал Рождество на широкую ногу. Удивительным образом в этот день здесь сочеталось несочетаемое — искренняя молитва в храме и благотворительные елки для детей-сирот и кулачные бои, заканчивающиеся кровопролитием. О нравах старого города и встрече одного из главных церковных праздников расскажем в материале ИА «Высота 102».
К Рождеству Христову в Царицыне готовился каждый его житель. Женщины продумывали праздничный стол, рядом с которым нынешние «все включено» выглядят не так уж и роскошно, мужчины заливали катки, а дети — раскатывали ледяные горки. Предвкушение светлого праздника, его томительное ожидание кружилось в воздухе и, казалось, ощущалось физически.
— После окончания Филипповского поста горожане ходили друг к другу в гости, и буквально в каждом доме столы ломились от угощений. Одним из самых популярных блюд была обыкновенная каша, хотя варили ее по-особенному, — рассказывает заведующая научно- экспозиционной работой Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Традиционным же угощением на Рождество была, конечно, рыба. Жители Царицына подавали заливную стерлядь, осетра, белугу, севрюгу, щуку, белорыбицу! Не такой роскошью, как в наши дни, была и черная икра! Гостей также потчевали пирогами с разной начинкой, жареным поросенком, а вместо салатов подавали картофель.

Конечно, к хлебу полагались и зрелища. В рассказах о крутых царицынских нравах чаще всего фигурируют кулачные бои на льду Царицы, в которых схлестывались бутырские и зацарицынские мясники. Однако на этом развлечения для горожан, переживших долгий пост и встретивших радостный праздник, конечно же, не заканчивались. Взрослые катались на катках, самый крупный из которых заливали на Скорбященской площади ( ныне — Комсомольский сад), а детвора неслась на санках.
— Рождество было принято отмечать добрыми делами. В этот день в доме знаменитого царицынского мецената Александра Репникова проводили благотворительные елки для детей-сирот. Для них готовилось угощение, каждому вручался подарок. Не обходилось и без традиционного в те времена «вертепного представления», — продолжает Ирина Талдыкина. — А в городе начинались колядования. Сразу после утренней службы и дети, и взрослые уходили «славить Христа». Просящие пели тропарь Рождеству Христову, который в те времена знал каждый человек. Молитва звучала очень трогательно, и ни один из гостей не уходил от хозяев с пустыми руками. Нищие же в рождественские дни традиционно зарабатывали больше, чем когда-либо еще.
На улицах, долго готовящихся к празднику, вовсю дымили самовары и открывались лавочки с блинами и медом. Царицын «дышал» полной грудью и предвкушал следующим за Рождеством новогодние праздники.
Фото из архива Волгоградского областного краеведческого музея